Уровень сервиса, на который вы можете рассчитывать при выборе СКУД

420
5 минут

Внедряя на объект СКУД, надо задаться вопросом, кто, как и в рамках какого регламента будет ее обслуживать. И, чем раньше вы зададите себе этот вопрос, тем лучше.

Задача этой статьи — рассказать вам, какие вообще существуют варианты обслуживания систем контроля и управления доступом, на какой уровень сервиса вы в праве рассчитывать, кто за что отвечает, и кто за это платит.

Поддержка по проекту может потребоваться на любом из этапов, начиная предпроектным обследованием и формированием ТЗ и заканчивая выводом из эксплуатации. Разобьем жизненный цикл системы на несколько основных периодов.

1. До внедрения.

Подготовка к проекту включает в себя изучение текущего фактического состояния объекта, поэтажных планов, схем электропитания и коммуникации, сетевой инфраструктуры и т. п. На этом этапе также формализуется техническое задание, подбираются решения, готовится проектная документация.

Выездное предпроектное обследование. Сбор качественной и исчерпывающей информации об объекте выполнить в любом случае придется. Наилучшим подходом будет провести обследование объекта именно на первых шагах проекта. Существенно хуже, если монтажники будут узнавать об особенностях организации сети электропитания, линиях связи и материалах стен в ходе внедрения СКУД. Количество времени, которое потребуют работы по обследованию объекта напрямую зависит от качества документации на инженерное оснащение объекта. Опытный инсталлятор обязательно задаст целый спектр вопросов о бизнес-процессах, организационном устройстве, логике проходов через точки доступа и многом другом. Предпроектное обследование обычно осуществляется компанией-инсталлятором. Нередко для этого привлекаются специалисты компании-разработчика предполагаемой к внедрению СКУД. Также могут быть полезны созданные вендором анкеты, опросники, чек-листы и т. п. Обычно, инсталлятор оказывает описанные выше работы бесплатно, однако, надо понимать, что трудозатраты всегда стоят денег, следовательно, инсталлятор в неявном виде включает стоимость этих работ в свою норму прибыли. Стоит не препятствовать, а, наоборот, требовать от инсталлятора максимально вдумчивого и подробного предпроектного обследования.

Разработка ТЗ. На стороне конечного заказчика не всегда есть специалисты, способные самостоятельно подготовить техническое задание СКУД. Таким образом, эта работа ложится на инсталлятора. Вендор, в свою очередь, может предоставить шаблоны и примеры ТЗ, а также консультации.

Демооборудование и демолицензии. Желание заранее ознакомиться с техническими решениями, предлагаемыми к внедрению, абсолютно обосновано. Для этого некоторые вендоры предлагают оборудование на тест, предоставляют временные лицензии и проводят очные или дистанционные демонстрации работы системы. Такие услуги предоставляются производителем бесплатно, а инсталлятор выступает в качестве провайдера сервиса.

Референс-лист проектов. Еще один способ «на берегу» понять, что же вам предлагают — получить обратную связь от клиентов, которые уже пользуются СКУД данного вендора, внедренной (в идеале) силами данного инсталлятора. На сайтах производителей нередко приведены примеры проектов. Стоит озадачить инсталлятора подобрать 1-2 объекта из схожих с вашей сфер, схожих размеров и со схожими задачами. Если удастся организовать встречу и лично пообщаться с людьми, которые уже год-два-три эксплуатируют систему, это позволит сформировать наиболее полную картину того, что может вас ожидать. Денег за это никто не возьмет, но инсталлятору поработать придется. С другой стороны, если компания уверена в своей репутации — это в ее же интересах.

Пилотный проект. Апогеем подхода «А дайте сначала попробовать» является реализация пилотного проекта. СКУД оснащаются обычно не более 10 точек прохода (иногда 1, или 2), внедряются смежные интеграционный решения, вводятся временные регламенты для персонала, и маленькая опытная система начинает жить. Обычно нескольких месяцев достаточно для принятия решения о запуске/незапуске основного проекта. Еще какое-то время может потребоваться на согласование бюджета и прочего. Тем не менее, система, хоть и небольшая, внедрена и работает, поэтому оплата пилотного проекта лежит на конечном заказчике. Инсталлятор может предложить очень хороший дисконт на работы, и это может быть предметом торга.

Разработка проектной документации. Эта часть подготовки к внедрению проекта сопряжен с ощутимыми трудозатратами, может затянуться на недели, а то и месяцы, и, следовательно, стоит немалых денег. Тем не менее, нередко инсталлятор или даже вендор готовы брать на себя эти работы с целью получения конкурентного преимущества и, в итоге, осуществления проекта. Вне зависимости от того, кто из участников процесса фактически готовит проектную документацию, настоятельно рекомендуется привлекать к этой работе производителя, хотя бы в части экспертизы готовой проектной документации, исключения ошибок и снижения рисков ошибок.

Поставка и временное хранение оборудования. Если мы говорим про достаточно крупный проект, с большим количеством оборудования, в том числе габаритного (турникетов, приводов ворот и шлагбаумов и т. п.), то стоимость доставки, в любом случае, будет ощутимой. Сам процесс внедрения может быть растянут во времени, а на территории конечного объекта не всегда есть подходящие площади для хранения. В этом случае, инсталлятор или дистрибьютор предлагают свои услуги по транспортной и складской логистике. Важно проговорить эти вопросы, чтобы они не стали неожиданностью, когда вам привезут три «Газели» оборудования и спросят: «Куда складывать?»