Влияние налоговой проверки на бизнес.

441
9 минут

Налоговая проверка может стать настоящим кошмаром для бизнеса, особенно для небольшого. Мы собрали полезные советы юристов о том, как предпринимателям уменьшить риск негативных последствий от проверочных мероприятий. Порой лучше согласиться с претензиями налоговиков и заплатить, чтобы избежать штрафов и дополнительного внимания к другим сделкам. Чтобы бизнес-процессы не сломались, стоит привлечь сторонних налоговых консультантов: они снизят нагрузку на штат компании и помогут найти конструктивный выход из ситуации.

Влияние выездных налоговых проверок (ВНП) на бизнес признают на уровне властей — в конце февраля об этом отчиталась Счетная палата. В ведомстве сравнивали показатели двух аналогичных компаний, одна из которых попала под проверку, а другая нет. В результате аудиторы выяснили, что выручка проверяемых фирм снижается, а разрыв составляет порядка 15%. При этом чем меньше бизнес, тем сильнее влияют проверки на показатели: так, для микропредприятий разница доходит до трети выручки, а для крупных составляет меньше 1%. Согласно данным ведомства, наибольшее влияние проверки оказывают на фирмы рынка торговли, а производственные компании страдают от проверочных мероприятий меньше всего.

Выездные налоговые проверки в последние годы сильно изменились, рассказывает партнер МЭФ LEGAL Александр Ерасов. Если раньше это были рутинные мероприятия контроля, то теперь их сложность для бизнеса значительно выросла. «Налоговые органы выходят на выездную налоговую проверку уже с определенным пониманием и уверенностью в том, сколько должно быть доначислено налогоплательщику», — констатирует советник налоговой практики ALUMNI Partners Сергей Лихачев.

Чем опасны выездные проверки ФНС

Юристы считают, что основных причин для негативного влияния на бизнес две. Во-первых, это непосредственно доначисления по итогам проверки: иногда их размер может быть очень значительным для организации. По словам Лихачева, у ФНС есть некий неформальный минимальный порог доначислений, который в столичных регионах составляет порядка 70–90 млн руб., а в других — несколько меньше. При этом если у налоговой нет уверенности, что указанная минимальная сумма будет доначислена налогоплательщику, то ФнС, скорее всего, выездную проверку и вовсе не назначит, уверен эксперт.

Во-вторых, это административная нагрузка на время проведения проверки. Сотрудникам приходится переключаться со своих привычных задач на разбор претензий налоговой службы. Выездная налоговая проверка в любом случае требует отвлечения значительных ресурсов — временных, кадровых и материальных, подтверждает партнер Пепеляев Групп Ксения Литвинова. И чем крупнее компания, тем меньше стресса для нее создает проверка налоговиков. Если же речь идет о малом и микробизнесе, то все вопросы, связанные с проведением выездной проверки, ложатся на тот небольшой штат сотрудников, который вовлечен в основную хозяйственную деятельность, а зачастую — прямо на руководство компании и даже собственников бизнеса. Поэтому в некоторых случаях вместо решения текущих бизнес-вопросов, руководство и сотрудники компании занимаются поиском запрошенных инспекцией документов.


В среднем выездные налоговые проверки длятся девять месяцев и более. В течение всего этого времени налогоплательщик несет повышенные административные издержки, связанные с сопровождением проверки, в том числе с необходимостью отвлечения персонала на подготовку и предоставление документов.


Но есть и другие негативные факторы, из-за которых влияние проверки на бизнес может оказаться разрушительным. Например, если налоговая оспорит принципиальные для компании операции, которые существенно влияют на ее организацию, выручку и денежные потоки. К таким случаям можно отнести различные внутригрупповые операции (услуги, лицензии, заемное финансирование), передача отдельных функций на аутсорсинг, а также «дробление» бизнеса, рассказывает Лихачев. Доначисление налогов в такой ситуации может побудить бизнес перейти к «консервативным» методам ведения дел, что в конечном счете повысит издержки и снизит доходность всего предприятия.

Пролог для проверки

Чтобы узнать о приближающейся проверке, Литвинова рекомендует пользоваться доступным в личном кабинете налогоплательщика сервисом «Как меня видит налоговая». Эта функция позволяет посмотреть на свои показатели, относящиеся к установленным ФНС критериям риска и влияющие на включение компании в план проверок. Полезно будет следить за конкурентами из компаний той же отрасли с похожей структурой бизнеса. 


Не секрет, что претензии инспекции, отработанные на одном или нескольких налогоплательщиках, в дальнейшем предъявляются другим аналогичным компаниям. Поэтому, если вы не оказались в первых рядах, у вас есть возможность оценить риски и при необходимости добровольно скорректировать налоговые обязательства, не дожидаясь назначения проверки.


Часто бизнес может узнать о будущей проверке по усиливающейся активности налоговиков, уверен Ерасов. Это связано с тем, что до назначения самой проверки налоговые органы проводят так называемый предпроверочный анализ, направленный на поиск предполагаемых нарушений. Эти нарушения затем могут стать предметом более глубокого анализа в рамках ВНП. Во время такого анализа налоговики проводят, по сути, такие же контрольные мероприятия, как и при налоговых проверках, наиболее распространенные из которых — запрос документов у налогоплательщиков и их контрагентов, а еще допросы.

Адвокат TAXOLOGY Олеся Лепехина рекомендует не игнорировать предпроверочный анализ, а сопровождать так, как будто уже началась выездная проверка. На этом этапе важно убедить налоговые органы в корректности отражения тех или иных операций. Эксперт предлагает бизнесу взаимодействовать с налоговыми органами: выходить на связь, ходить на дачу показаний, созваниваться с инспекторами. Все это поможет лучше понять, какие проблемные стороны инспекция видит в деятельности налогоплательщика, и основательнее подготовиться к проверке.

Если по результатам предпроверочного анализа налоговики усматривают потенциальные нарушения, об этом сообщают компаниям и предлагают «добровольно» доплатить соответствующие налоги и пени. Лихачев советует так и поступить, если претензии налоговой выглядят обоснованными. Ведь добровольная уплата налога по отдельным операциям, оспариваемым налоговым органом, как правило, будет меньше, чем возможная сумма доначислений после выездной проверки. Кроме того, доплата позволяет избежать 40%-го штрафа от неуплаченной суммы налога.


Нужно понимать: добровольная уплата налога не гарантирует, что выездная проверка не будет назначена либо что у налоговой не возникнет новых претензий к операциям и деятельности налогоплательщика.


Вот-вот уже почти проверка

Если отказаться платить, можно с уверенностью ждать скорое назначение выездной проверки. В таком случае старший налоговый консультант Tax Compliance Алексей Станчин рекомендует предпринять несколько шагов:

Выделить персонал, который будет заниматься вопросами проверки.
Поднять контактные данные контрагентов: поставщиков, подрядчиков и других. От них может понадобиться информация о сделках. Кроме того, эксперт рекомендует актуализировать контакты с бывшими сотрудниками, которые владеют важной информацией о каких-либо сделках.
Уточнить информацию о сотрудниках, которые ответственны за договоры, например, участвовали в согласовании условий, подписывали и принимали результаты их исполнения.
Разъяснить работникам, как будет идти проверка, их права и действия при мероприятиях налогового контроля, таких как выемка, осмотр, допрос. «Эффективное средство для этого — провести тренинг», — уверен Ерасов.

Но главное при выездной налоговой проверке, конечно, документы. Именно по ним налоговая будет выяснять, все ли в порядке со сделками и операциями. Если документов не хватит и подтвердить реальность отношений с контрагентом будет нечем, ждите доначислений.

А документов может потребоваться много. Поэтому Лепехина советует провести внутренний аудит налогового учета бизнеса, чтобы выявить операции, где недостаточно документов или где они по какой-либо причине были утрачены, и восстановить их. Например, добыть копии документов у контрагентов. Стоит запросить информацию о трудовых и технических ресурсах контрагента, изготовителе товара, подсказывает Станчин. Это поможет доказать реальность отношений.

По самым «денежным» сделкам компании стоит иметь так называемый защитный файл, советуют Ерасов и Литвинова. То есть по таким сделкам у проверяемой компании должны быть готовы как все подтверждающие документы, так и правовая позиция.

Проверка здесь: содействие налоговой и помощь извне

Предпринимателю, который не подготовился к проверке, следует сначала оценить, смогут ли штатные работники компании эффективно сопроводить налоговую проверку, включая работу с проверяющими и теми рисками, которые привели к назначению проверочных мероприятий.

Если решили действовать своими силами, надо проинструктировать сотрудников о том, как себя вести в случае неожиданных визитов налоговых и правоохранительных органов, советует Лихачев. Важно разъяснить подчиненным права и обязанности при проведении налоговой проверки, запастись резервными копиями документов и значимой для бизнеса информации. Передачу документов налоговым органам следует тщательно фиксировать, как и нарушения, допущенные проверяющими при внезапных осмотрах, выемках и обысках.

Если внутренних ресурсов недостаточно, нужно привлекать внешних консультантов для сопровождения проверки, рекомендует Халецкий. Сторонний специалист может с холодной головой проанализировать претензии налогового органа, понять, где у налогоплательщика сильные и слабые стороны в его стратегии защиты, поддерживает мнение коллеги Лепехина. Большинство споров о доначислениях заканчиваются на досудебной стадии, отмечает юрист. Поэтому налогоплательщик может договориться с инспекцией при подаче возражений на акт проверки и заключить соглашение о финальном объеме доначислений.


Добровольная уплата налога после назначения выездной проверки не освобождает от назначения штрафа, но, как правило, учитывается налоговым органом как смягчающее обстоятельство, позволяющее снизить размер штрафа в несколько раз, подчеркивает Лихачев.


При проверке необходимо находиться в рабочем контакте с проверяющими и ни в коем случае не противодействовать налоговому контролю, уверен Лихачев. Напротив, нужно стараться эффективно организовать процесс взаимодействия с проверяющими. Иначе можно получить внезапные обыски, выемки и допросы, которые могут существенно нарушить текущие бизнес-процессы компании, предупреждает эксперт.

Лихачев иллюстрирует важность коммуникации с инспектором примером из практики. Инспекция направила требование предоставить документы, а сотрудники налогоплательщика в ответ попросили продлить срок на эту задачу. На следующий день проверяющие в сопровождении силовиков нагрянули в офис клиента, произведя выемку бумаг и парализовав деятельность фирмы на весь день. Оказалось, направленное клиентом заявление налоговики расценили как попытку организации продлить срок, чтобы скрыть важные документы.

Старший юрист практики «Структурный и налоговый консалтинг» ЮК Лемчик, Крупский и Партнеры Александр Земченков при этом обращает внимание на склонность налоговых органов к созданию искусственной нагрузки на бизнес во время проверки. Иногда они просят слишком много документов, которые даже не касаются предмета проверки. «Только специалисты, которые постоянно сопровождают проверки, смогут выявить незаконные избыточные требования и выстроят верный алгоритм предоставления информации в объеме, позволяющем исключить повторные запросы», — заключает эксперт.

Даже если налоговая служба не проявляет интереса к вашему бизнесу, уделяйте должное внимание документообороту, особенно по расходным операциям, вне зависимости от применяемой системы налогообложения, советует Литвинова. «Как показывает практика, когда возникают претензии о дроблении бизнеса, компании даже не могут представить бумаги, подтверждающие расходы по своей основной деятельности», — отмечает юрист.

Обычно проблемы, возникающие при проверках, вызваны именно тем, что почти все компании при желании достигнуть максимальных показателей по выручке наплевательски относятся к документообороту, резюмирует Земченков. 

Источник: https://pravo.ru/story/245739/